Айкидо Айкикай

- Мнение, что Айкидо стало терять свою популярность, стало всё чаще находить подтверждение. Наполняемость залов падает, звучат обвинения в полной оторванности от прикладных потребностей, в отсутствии методик, позволяющих готовить акидоистов «настоящего» уровня.
Айкидо Айкикай.
Статья с ежегодного журнала Национального Совета Айкидо России.
Материал подготовлен: Членом президиума НСАР, Президента Федерации Айкидо «Дзикисинкай России»
О.К. Найдов-Железов, 6 Дан Айкидо Айкикай.
- Мнение, что Айкидо стало терять свою популярность, стало всё чаще находить подтверждение. Наполняемость залов падает, звучат обвинения в полной оторванности от прикладных потребностей, в отсутствии методик, позволяющих готовить акидоистов «настоящего» уровня.
Часть людей старается найти истину в «истоках» Айкидо — Дзюдзюцу и фехтовании, часть, разочарованная увиденным, переходит в иные единоборства.
Мне хотелось бы порассуждать на эту тему. Постараться выявить те болезненные явления, которые действительно ведут к утрате Айкидо позиций среди единоборств и как следствие — к снижению уровня знаний айкидоистов.
Сразу хочу заметить, что отсутствие в Айкидо ясных и прозрачных критериев оценки знаний занимающихся является следствием идеи «не соревновательности», введенной Основателем и безоговорочно поддерживаемой сообществом Айкикай. Основатель постулировал, что любое сравнение людей, попытка выяснить кто из лучше, а кто — хуже, противоречит его идее объединения с Духом (Ки) Вселенной. Во времена, когда традиционные боевые искусства являлись способом победить в бою, критерием превосходства была смерть противника. В настоящее время для проявления «лучших» используются соревнования. Вся наша жизнь строится на соревновательных принципах — лучшая отметка, лучший ученик, лучший студент, «победить социалистического соревнования», лучший по профессии… Первоначально, идея, что в Айкидо сравнение с другими людьми не допускается, кажется приходящим на занятия очень привлекательной, однако не проходит и недели, как весь опыт предыдущей жизни входит в противоречие с принципом, заложенным Основателем, никто не хочет уступать! Все хотят ПОБЕДИТЬ тренирующегося с ним партнера, и если не получается сделать это физически, то пытаются обмануть его и себя, лишь бы утвердиться в своём мнении о своей победе. И все меньше и меньше людей готовы и хотели бы справится с этим противоречием.
Когда я начинал изучать японские Будо, побудительным мотивом в первую очередь служил интерес к изучении Японии и японской культуры. Прикладная часть не имела столь большого значения, поскольку я был уверен, что знания, которые я собирался получить, были аутентичны и, тем самым, связывали меня с практиками, показавшими свою эффективность в прошлом, а необходимость ежедневно доказывать кулаками свою состоятельность — отсутствовала. В современном же мире интерес к изучению любой культуры, похоже, полностью утрачен. На фоне имеющейся в интернете и массово-издаваемой литературе «информации обо всем на свете» критерии выбора «хобби» зачастую отсутствуют, предлагаемая информация чаще всего — ложна, оценки — субъективны. Авторы, пишущие об Айкидо, в большинстве своем не являются истинными специалистами (автор, имеющий 3 или 4 Дан Айкидо, не должен был писать книги, а тем более — иллюстрировать их своим не знанием). Таким образом, первичная информация, с которой интересующиеся приходят в зал, оказывается не просто поверхностной, но и прямо противоположной тому, что они видят. Такое не соответствие заставляет их довольно быстро прекращать занятия.
Свою лепту вносит и широкое распространение залов, в которых тренируются люди, не имеющих на то никакого права. Своим не знанием они дискредитируют Айкидо, и по ним судят всех остальных, что тоже не способствует росту популярности.
Айкидо — это Будо. Так говорил Основатель. Так принято считать во всем мире. До того, как сформировать свое учение, О'Сенсей Морихей Уэсиба длительное время изучал разные школы японского фехтования, стал мастером меча и дзё, изучал дзюдзюцу. Синтез этих знаний и, особенно влияние Дайто Рю Дзюдзюцу привели к формированию своего направления, названного впоследствии «Айкидо», хотя и пережившего на пути становления нескольких иных названий. Таким образом, Айкидо и Дзюло являются «двоюродными братьями», ведущими свою историю от разных ветвей Дзю-Дзюцу. В доме семьи Уэсиба в настоящее время хранится письмо от создателя Дзюдо, г-на Д. Кано, в котором он выражает свое восхищение и уважение тому, как Основатель Айкидо смог развить идеи Дзю-Дзюцу и сформировать свою школу Будо. Однако, в повсеместных тренировках, мы чаще всего видим, что эти два «отпрыска» Дзю-Дзюцу совершенно не похлжи друг на друга. Да, конечно, современное Дзюдо далеко ушло от японского оригинала начала 20 века, приняв на вооружение методики и техники из других видов борьбы. Но и Айкидо теперь выглядит и практикуется совсем не так, как ранее.
- Самой главной проблемой современных залов в России является некомпетентность преподавателей.
Первоначально это было «болезнью роста» - мастеров просто не хватало, их неоткуда было брать, первые поколения русских айкидоистов были наполовину самоучками. Но тенденция сохранилась и даже набрала силу — теперь каждый обладатель черного пояса считает себя «учителем» и полагает, что вместе с поясом он получил и право учить других. Это — большая ошибка! Получение первого Дана в Айкидо и связанное с ним право ношения черного пояса, а иногда и — хакамы (во многих залах хакаму разрешают надевать еще до экзамена на первый Дан), является не более чем свидетельством о получении «неполного среднего образования» в Айкидо. В Японии, правом называться словом «Сенсей» в айкидо наделяются только люди, получившие степень 3 дан. Именно начиная с этого уровня, люди допускаются к ведению самостоятельных занятий в секциях, курируемых вышестоящими преподавателями. Обладатель второго Дана могут в таких секциях быть помощниками преподавателя (фукусидоин), которым доверяют ходить по залу и помогать занимающимся, на которых демонстрируют техники и ошибки, но ни в коем случае им не доверяют самостоятельное ведение занятий. Для этого у них нет ни должного опыта, ни технического арсенала, ни навыков. О различии в уровне осмысления обладателей со 2 и 3 Даном лучше всего прочитать у Тамуры Сэнсея в его интервью об экзаменах в айкидо. Ограничусь лишь констатацией громадной разницей в понимании и представлении техники на экзамене на 2 и на 3 Дан. И, напомню, между экзаменом на первый Дан и на третий Дан должно пройти не меньше пяти лет регулярных тренировок под руководством наставника. Если эти тренировки проводятся лишь пару дней в неделю срок должен был бы увеличен в двое! Мне представляется, что без введения жестких норм к преподавательскому составу мы и далее будем испытывать падение интереса к Айкидо — люди без знаний не могут научить других!
Вторая неприятность, поджидающая Айкидо — методики преподавания.
Мы много дискутировали на эту тему с С.В. Киселёвым (Вице-президент НСАР, Президент МЕАФА, 6 Дан Айкидо), и я полностью признаю его правоту: на тренировках по Дзюдо за тренировку спортсмен изучает один — два приема. Изучает досконально. Учит входы, разбирается с выведением и равновесия, многократно отрабатывает технику, получая постоянные подсказки тренера. Ничего этого на тренировках по Айкидо обычно нет. Такое положение явилось следствием «семинарского» способа изучения Айкидо, который мы длительное время вынужденно практиковали в России. Приезжая для проведения семинара, любой Сэнсей старается вместить в свои занятия максимум знаний и техник, предполагая, что занимающиеся потом весь год будут нарабатывать то что им показали. Из-за этого даже лучшие семинары по Айкидо превращаются в демонстрацию десятка техник за тренировку. Сопутствующие объяснения теряются в шуме, переводе или усталости. Эта картина потом переносится на повседневный тренировочный процесс и копируется там, которая была задумана. Как результат — копирование внешней формы без его внутреннего наполнения и как следствие — неэффективность техник. Если добавить к этой картинке пренебрежение общей и специальной физической подготовкой, то получится неприглядная картинка падения уровня Айкидо.
Отдельно хотелось остановится на теме экзаменов в Айкидо.
Эта тема прекрасно раскрыта Тамурой Сэнсэем и замечательно разобрана в интервью Члена Президиума МФА г-на С. Стенудда, но, тем не менее, хотелось бы внести и толику своего понимания. В отсутствии соревнований в айкидо, экзамены становятся чуть ли не единственным способом в «стрессовой» ситуации оценить свои собственные достижения. Только там занимающимся приходится мобилизовать свою волю, концентрировать внимание и проявлять специальную выносливость на уровнях, близких к предельным. Хорошо, конечно, если весь тренировочный процесс проходит с интенсивностью, требуемой на экзаменах, но в жизни такое встречается редко. Таким образом, экзамен становится неотъемлемой и крайне важной частью учебного процесса. Поэтому, мне кажется, что желание части занимающихся проигнорировать экзамены, ссылаясь на то, что «мне не важны степени», просто лишает их целого аспекта учебного процесса. Экзамены в Айкидо принципиально отличаются от экзамена в школе или институте. Задача экзамена в Айкидо не поставить оценку сдающему, а дать возможность ему самому понять и прочуствовать степень своей готовности и уровень своего постижения. Задача экзаменатора — держать экзаменуемых на предельном для их возможностей, но соответствующем получаемой степени, уровне, а вовсе не «оценивание»
В 1994 году после экзамена на второй дан Курибаяси сихан сказал мне: «Экзамен как новая книга: сдал экзамен и получил для изучения новую книгу, которую придется изучать до следующего экзамена». Поэтому после сданного экзамена люди обычно меняются. И, если обучение идет правильно, они «вдруг» начинают делать техники так, как ни до, ни во время экзамена делать не могли. А если где-то в учебном процессе были упущения, люди «вдруг», после экзамена перестают заниматься лил впадают в длительную депрессию… Не встречали такого?
Самая больная тема Айкидо во всем мире — падение интереса к занятиям среди молодежи.
Такое падение интереса объяснимо и объективно, но что можно с этим сделать? На мой взгляд, проблему можно было бы решить, создав государственные программы поддержки детского и студенческого Айкидо. И если тема детского айкидо совсем далека от моего интереса, то программа студенческого Айкидо может быть решена достаточно просто. Мой собственный опыт руководства клубом Айкидо МГТУ им. Баумана с 1993 по 2009 годы показывает, что достаточно сделать Айкидо полноценным занятием физической культуры, позволить студентам с первого курса посещать занятия, получать зачет поо физкультуре, и мы сможем значительно расширить базу занимающихся, что в свою очередь позволит влить «новую кровь» в подготовку мастеров Айкидо. В настоящее время, однако, руководство кафедр физвоспитания ВУЗов не заинтересованно это делать, поскольку Айкидо не приносит ВУЗам ни мест, ни баллов в общем зачете студенческих Спартакиад, Первенств Вузов и иных «зачётных» мероприятиях. Решить эту проблему, мне кажется, можно только через утвержденную Министерством образования программу, создание которой должно быть таким же приоритетом Национального Совета Айкидо России, как и подготовка и сертификация тренерского состава. Самоучкам и полузнайкам, не должно быть места среди преподавателей Айкидо, тем более — в ВУЗах.
Член призидиума НСАР, Президент Федерации Айкидо «Дзикисинкай России»
О.К. Найдов-Железов, 6 Дан Айкидо Айкикай.